СОБОРНОЕ СЛОВО на страницах федерального аналитического журнала СЕНАТОР духовно-нравственные ценности православия и воспитание подрастающего поколения
журнал СЕНАТОР
журнал СЕНАТОР

СОБОРНОЕ СЛОВО


 

 

 

 

Journal Senator — Журнал СЕНАТОР

«Мы, участники IX Всемирного Русского Народного Собора – ветераны войны и труда, иерархи и священнослужители Русской Православной Церкви, представители Русской Зарубежной Церкви, старообрядчества, духовные лидеры исламской, иудейской и буддийской общин России, ряда христианских конфессий, органов законодательной и исполнительной власти, военачальники, ученые, писатели, деятели культуры, руководители общественных объединений, журналисты, предприниматели, представители стран СНГ и других государств, в канун 60-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне обращаемся ко всем гражданам России и других государств мира.

 

Русский собор, соборное слово, Русская православная церковьБез малого 60 лет прошло с тех пор, когда над поверженным фашистским рейхстагом советским солдатом было водружено знамя Победы, ознаменовавшее окончание самой жестокой и кровопролитной войны в истории человечества. Происходящие в современном мире сложные процессы еще раз заставляют глубоко осмыслить это историческое событие, его уроки, задуматься о будущем мироустройства.

Победа досталась нам ценой огромных потерь и лишений, невероятным физическим и духовным напряжением всех сил народа, отразилась неизгладимой болью разрушенных городов и сел, многомиллионных людских жертв. Она была выстрадана всеми гражданами нашей необъятной страны, независимо от их верований и убеждений. Их жизнь и подвиг явились достойным примером для настоящего и будущих поколений.

Верим, что Победа нашего народа в Великой Отечественной войне, как и все другие великие победы при защите Отечества от иностранных захватчиков, будут жить в веках и никогда не исчезнут из исторической памяти народов мира.

В выступлениях участников пленарных заседаний и секций звучало единодушное признание великой исторической заслуги народов исторической России в победе над фашизмом. Это достойный ответ всем, кто сегодня пытается фальсифицировать историю, внедрить в мировое общественное сознание ложное представление, что наша страна в этой войне играла второстепенную роль. Историческая правда состоит в том, что от коричневой чумы мир был спасен ратным подвигом Советской Армии, героизмом всего нашего народа, положившего на алтарь Победы 27 миллионов своих граждан.

Опыт войны показал, что Победа была достигнута на основе небывалого единства власти, армии, народа, людей всех национальностей, религий, единством оружия духовного и материального. Она ковалась в душах людей и в металле, полководцами и солдатами на полях сражений, героическим трудом в тылу.

Духовная слагаемая Победы - это сила духа народа и армии, основанная на безграничной любви к Родине, на славных традициях, заложенных великими предками, на мужестве, героизме, готовности к самопожертвованию и беззаветной вере в Победу. Десятилетия жестоких гонений на религию не смогли истребить в душах людей духовных идеалов, воспитанных веками. Именно эти идеалы, а не идеология богоборчества, оказались в основе крепости народного духа, обеспечившей Победу.

Мы смогли выстоять в тяжких испытаниях войны, благодаря стойкости и героизму русского народа, всех народов, объединенных историей - героической и трагической. Это наше общее бесценное наследие, которое мы должны беречь и укреплять. Мы обращаемся к молодому поколению с призывом любить свой народ, свою Родину. Сохраним веру и память предков, будем достойны их!

Память о ратных свершениях нашего народа не должна ограничиваться прошлым веком. Вот почему так важно подвигнуть людей ко всенародному празднованию еще одного Дня Победы - 4 ноября, отныне объявленного государственным праздником - Днем народного единства. Пусть празднование этого дня - момента окончания смуты XVII века - поможет навсегда преодолеть смуту века ХХ, объединить нас для ответа на вызовы времени и для возрождения России.

Уроки истории священны. Они напоминают нам не только о тяжелых жертвах и страданиях, которыми народы оплатили мир, жизнь и свободу, но и о необходимости быть готовыми к отпору претензиям на исключительную глобальную власть, от кого бы они не исходили и какими бы сладкоречивыми лозунгами не прикрывались. Попытки установить однополярный и одноукладный мир, утвердить «право сильного» при разрешении международных проблем чреваты для большинства народов реальной угрозой уничтожения их духовных и материальных ценностей. Спровоцировать военные конфликты под разными предлогами могут как террористы, так и все те, кто стремится к мировому доминированию. Это обязывает нас постоянно заботиться о дальнейшем укреплении безопасности и обороноспособности нашей Родины.

Ныне Россия переживает не лучшие времена. Во многом оскудела та духовная сила народа, которая позволила достичь Победы, а затем в кратчайшие сроки восстановить разрушенные города, села, предприятия, памятники культуры. Наша страна терпит все больше поражений. В конце ХХ века был нанесен значительный ущерб национальной экономике и благосостоянию россиян, подточены вековые устои социальной справедливости. Но Россия не раз доказывала свою способность подняться с колен и восстановить державную стать. Основой ее возрождения будет возврат к духовным истокам единения народа. Мы призываем всех наших соотечественников обновить в своих душах веру, нравственный идеал, готовность прожить жизнь не ради денег, удовольствий и развлечений, но ради ближних и ради Отчизны. Только при этом условии Россия навсегда останется великой страной.

Будучи самими собой, мы должны полноценно и равноправно взаимодействовать со всеми народами Востока и Запада, Севера и Юга. Всем нам, принадлежащим к русской цивилизации, нужно ясно определить наше отношение к мировоззренческим идеям, полагаемым сегодня в основу общественного устройства и миропорядка. Всемирный Русский Народный Собор, имеющий опыт разработки Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании, должен внести свой вклад в формирование общенациональной позиции по вопросам свободы, прав и достоинства личности, а также места этих ценностей в системе традиционных ценностей, присущих нашей цивилизации. Выработка такой позиции будет вестись с учетом религиозной аксиологии, присущей Православию и другим традиционным религиям России.

Сегодня народы Земли оказались перед лицом новых угроз. Современный мир раздирается конфликтами и противоречиями, содрогается от варварских действий международных террористов. Мы обращаем свой голос ко всем народам. Нам нужно вместе противостать злу террора и любым попыткам установить мировое господство вопреки воле людей. Солидарность в борьбе за свободный, справедливый и мирный мир должна объединить людей разных национальностей, вероисповеданий и убеждений при сохранении национально-культурной и религиозной самобытности каждого.

IX Всемирный Русский Народный Собор обращается к гражданам нашей Родины, к русским людям по лицу Земли, ко всем ближним и дальним с призывом сообща созидать на нашей планете жизнь благоденственную и мирную «во всяком благочестии и чистоте»

 

Русский собор, соборное слово, Русская православная церковьАЛЕКСИЙ II,Святейший Патриарх Московский и всея Руси

«Память Великой Победы собрала нас сегодня в этом Зале Церковных Соборов под куполами Храма Христа Спасителя, в самом сердце города-героя Москвы. Ныне мы вспоминаем беспримерный подвиг народа, подъятый им ради спасения Отчизны от смертельной опасности.

Русская Православная Церковь всегда пребывала неотделимой от народа, переживая вместе с ним радости и печали, победы и поражения. Невзирая на жесточайшие гонения двадцатых и тридцатых годов, с первого дня войны наша Церковь заняла твердую патриотическую позицию, призвав своих чад встать на защиту Родины. В трудные военные годы в храмах собирались пожертвования на нужды фронта, возносилась горячая молитва о победе, о тех, кто сражался на поле брани, о трудившихся в тылу, о исцелении раненых, о избавлении плененных, о утешении скорбящих, о упокоении павших.

Великая Отечественная война показала, что подлинный, жертвенный патриотизм нельзя основать на богоборческой идеологии, на чувстве расовой или классовой ненависти. В годы войны стало ясно: гонителям не удалось выжечь из народной души верность православному духовному и нравственному наследию. Чуждая идеология, разделившая людей ради поклонения идолу революции, отступила перед традиционным чувством единства народа, его причастности общему долгу. Перед лицом опасности многие обратились к гонимой вере Православной. Послевоенные годы ознаменовались ярким, хотя и кратковременным, возрождением церковной жизни. Победоносное окончание мировой войны сблизило православные народы Европы, возвысило авторитет Русской Церкви, сделало возможным создание Автокефальных Православных Церквей в Польше и Чехословакии.

Победа укрепила единство народов нашей исторической Родины. Ради мира и жизни сражались люди разных национальностей, последователи различных религий и конфессий. В то же время военные бедствия выявили тех, кто в угоду личным или узко-националистическим интересам оказался готов к предательству и братоубийству. К прискорбию, и сегодня некоторые пытаются оклеветать, принизить, предать забвению подвиг нашего народа, поставить в один ряд агрессоров и тех, кто им противостоял. Нам следует сделать все возможное, чтобы эти попытки не удались, чтобы благодарная память о тех, кто сражался с сильнейшей армией мира и победил, оберегала человечество от нового взаимоистребления.

«Бывает страшное душевное состояние и отдельных лиц, и целых народов, такое состояние греха и нераскаянности, что отвращает совершенно от людей лице Господа», - писал в начале минувшего века священномученик протоиерей Иоанн Восторгов. В предвоенные годы десятки народов были ослеплены горделивым замыслом создания «идеального общества», в котором нет места Богу. Помраченные люди строили «рай» для одних и ад для других. В результате были принесены десятки миллионов человеческих жертв. К сожалению, безумная мечта о власти над миром, ныне принимающая личины глобального диктата и терроризма, - по-прежнему владеет многими умами, подталкивая к новым конфликтам.

Что мы - народ-победитель - можем противопоставить этому? Как сохранить величайшее из достижений Победы - стабильный мир между народами? Как возродить проявленный в годы войны идеал единства и крепости народного духа? Наконец, что мы должны сделать, дабы уроки Великой Победы не были забыты, но послужили будущему нашего народа и всего рода человеческого?

…Искренне желаю, чтобы их обсуждение было плодотворным, сплотило нас, стало основой новых свершений. Будем веровать: «Помощь наша - в имени Господа, сотворившего небо и землю»

 

Русский собор, соборное слово, Русская православная церковьМИТРОПОЛИТ Смоленский и Калининградский КИРИЛЛ,
председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата

«...Ровно два месяца осталось до великого Праздника Победы. В этом году мир отмечает 60-летие Победы над фашизмом, а также окончание Второй мировой войны. Эту Победу трудно переоценить. Она предотвратила гибель многих миллионов людей и устранила угрозу передела мира на основе человеконенавистнической идеологии. Для большинства людей дата 9 мая 1945 года наполнена именно таким содержанием. Вспоминаю торжественное празднование 50-летия Великой Победы, а также более ранние круглые даты. В то время, отмеченное весьма непростыми отношениями между странами Европы, день Победы объединял всех, кто совместно боролся с фашизмом. Этот день всегда нес в себе свидетельство о не утраченной возможности Востока и Запада объединяться перед лицом общих опасностей. Тогда было невозможно представить, чтобы на серьезном политическом и общественном уровне стал возможным пересмотр значения этой Победы.

Празднование 60-летия Победы над фашизмом никоим образом не является исторической реабилитацией всего того, что произошло в Европе в послевоенные годы. Именно поэтому вызывает удивление тот факт, что некоторые круги, осуждая сложившуюся в Европе послевоенную политическую карту, выступают против празднования самого факта Победы над фашизмом. А ведь на самом деле это празднование должно, на наш взгляд, содействовать беспристрастному и объективному изучению новейшей истории. Такое изучение, свободное от старых и новых идеологических клише, может помочь понять то, на каких принципах и при каких условиях возможна подлинная солидарность народов и государств в эпоху интеграции.

В свете приближающегося праздника невозможно не увидеть, а, увидев, промолчать о фактах проявления симпатий к фашизму во многих странах Европы. Это происходит как в обществах, находящихся в неблагоприятном социально-экономическом положении, так и во вполне благополучных. Все чаще из западных и отечественных средств массовой информации мы слышим о проявлениях со стороны молодых людей, носящих нацистскую атрибутику, насилия по отношению к представителям национальных меньшинств. В некоторых молодежных кругах возникла мода на свастику и прочие знаки, ставшие символами фашизма. Один из недавних примеров - Британский принц Гарри, надевший на вечеринку нацистскую атрибутику.

К сожалению, в последнее время нечто подобное имеет место в России и некоторых других странах СНГ - странах, которые понесли наибольшие потери и испытали небывалые страдания в ходе Второй мировой войны. Всего через полстолетия после победы в Великой Отечественной войне, давшейся ценой неимоверных усилий и жертв, внуки и правнуки тех, кто одержал победу над нацистами, примеривают на себя символы, из-за которых пролилась кровь их дедов. Это не может расцениваться иначе как трагедия беспамятства. Забывая о великой жертве, принесенной нашими народами в ходе борьбе с фашизмом, эти молодые люди уподобляются тем, кто в свое время, также потеряв историческую память, стремился изничтожить духовный и культурный лик исторической России, во многом предопределив трагедию их народов в XX веке. Появление неонацизма указывает на очередное притупление исторической памяти, и нам сегодня необходимо призвать к тому, чтобы многочисленные жертвы фашизма никогда не стирались из памяти наших народов и народов земли.

Русскому народу, всегда отличавшемуся великодушием и сознанием собственного достоинства, никогда не была свойственна ксенофобия или нетерпимость по национальному признаку. Его всегда отличала, говоря богословским языком, кенотическая жертвенность по отношению к другим народам. Он, подобно Христу, готов был на собственное истощание, кенозис, ради блага других народов. Он всегда был готов заплатить самую дорогую цену, когда речь заходила об освобождении порабощенных народов, как это происходило, например, во время освободительных балканских войн, как это произошло и в Великую Отечественную войну. Только великодушный народ, осознающий свое достоинство, может уважать другие народы. Только тот народ, который укоренен в своих традициях и черпает в них силу, может преодолеть недуг нетерпимости, если таковой вдруг возникнет, и сделать жизнь народов вокруг себя мирной и радостной. Слова, сказанные некогда преподобным Серафимом Саровским: «Стяжи дух мирен, и тысячи спасутся вокруг тебя,» - вполне можно отнести и к народам. Только тот народ, который имеет в себе мирный дух и чувствует свою духовную силу, может привлекать, а не отталкивать от себя другие народы.

Именно этим духом и этой силой объясняется появление многонационального и многокультурного русского мира, исторической России. Без жертв, принесенных русским народом, этот мир никогда бы не состоялся, и Россия оставалась бы сравнительно небольшим мононациональным государством на Среднерусской возвышенности. Россия как великое государство может быть либо единой семьей многих народов, либо она не будет великим государством. Именно поэтому ксенофобия и национализм несовместимы с самой природой России. И появляющиеся время от времени болезненные проявления этих настроений должны преодолеваться на путях развития национального самосознания, духовной и культурной жизни народов России. Для русского народа источником его силы, которую я бы назвал спокойной, мирной и уверенной в себе силой духа, является Церковь. Церковь всегда была и остается началом, объединяющим наш народ, определяющим его идентичность, формирующим и углубляющим его национальное самосознание, дающим ему силу быть благородным и великодушным - ту силу, которая на протяжении многих столетий привлекала к нему соседние народы.

Церковь может дать ответ и на современные вызовы, стоящие перед нашим обществом. Силой благодати, данной ей ее Основателем и Главой Иисусом Христом, Церковь способна исцелять различные пороки и немощи, терзающие общество, в том числе такие общественные недуги как национальная нетерпимость. Церковь прежде всего воздействует на душу человека, способствуя воцарению в ней мира и любви к ближнему. Именно с любви к ближнему начинается миролюбивое отношение к другим народам, а отсутствие мира и любви к конкретному ближнему становится причиной озлобления, которое находит себе выход в проявлениях национальной нетерпимости.

Церковь воспитывает уважение к другим народам, напоминая, что все люди происходят от одного Праотца Адама и ради каждого человека, независимо от его национальности, принес Свою жертву Спаситель мира. Церковь говорит устами апостола Павла, что в обновленном человечестве «нет ни эллина, ни иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» (Кол. 3, 11).

Церковь, призывая к мирному сосуществованию народов, сама являет модель такого сосуществования. В единой Церкви сосуществуют многие нации, живущие в различных странах и имеющие иногда значительные культурные, языковые, политические и прочие отличия. Тем не менее, существующие между ними различия вовсе не мешают им быть единым Телом Христовым, не могут нарушить их благодатного единства во Христе.

Русская Православная Церковь в этом смысле - наиболее показательна. Она является самой многонациональной из всех Поместных Православных Церквей. Ее члены говорят на десятках различных языков. Она охватывает собой множество независимых государств и существует в чрезвычайном разнообразии культурных контекстов. Она способна говорить на разных языках и доносить свою весть всем людям: как представителям западной культуры, так и жителю сибирской глубинки или Крайнего Севера.

Уверен, что именно традиционная открытость Русской Церкви по отношению к другим культурам дала представителям нашей церковной традиции в эмиграции найти нужные слова и понятия, чтобы донести до европейцев и американцев на понятном им языке непреходящие ценности Православия.

Среди угроз, которые бросают сегодня вызов мирной жизни людей, большую опасность представляют воинственные идеи, основанные на искаженном прочтении ислама. Народам и цивилизациям, не разделяющим его постулатов, объявляется тотальная война на уничтожение. В этой войне оправданы любые действия, которые способствуют ослаблению и уничтожению указанного врага. Об этом ярко свидетельствуют террористические акты во многих странах мира, включая Россию. Апофеозом варварства и жестокости стал захват детей, учителей и родителей в осетинском городе Беслане. А перед этим были захваты заложников, взрывы жилых домов, в метро и на улицах российских городов. Мы помним и о людях, погибших в прошлом году во взорванных самолетах.

Террористические акты не только угрожают жизни людей. Они нацелены на разрушение межнациональных и межрелигиозных отношений, на общественную и политическую дестабилизацию. Перед серьезным вызовом оказалась уникальная цивилизация, образовавшаяся не только в России, но и в странах Закавказья и Средней Азии. Ее уникальность состоит в наличии высокого уровня взаимодействия и сотрудничества между христианской и исламской общинами в этих странах. Поэтому наши усилия должны быть направлены не только на повышение безопасности людей, но и на сохранение и развитие уникальных отношений, сложившихся между традиционными религиозными общинами в России и других странах СНГ.

Болью всей России до сих пор остается Чечня и вообще регион Северного Кавказа, где жизнь людей продолжает оставаться неспокойной. Ситуацию значительно осложняет плачевная социально-экономическая обстановка. И это - не только в Чечне, разрушенной войной, но и в других республиках Северного Кавказа. Ведь совершенно очевидно, что их социально-экономический уровень развития ниже, чем других регионов России. В результате некоторые жители Северного Кавказа поддаются призывам террористов, некоторые уезжают в центральные районы России, а остальные влачат нищенское существование. Миграция в северные и центральные районы страны в свою очередь порождает конфронтацию с местным русским населением. Я думаю, обо всем этом мы должны говорить открыто, тем более на таком гражданском форуме, как Всемирный Русский Народный Собор.

В такой обстановке, когда молодежь и зрелые люди не находят достаточных возможностей для строительства мирной жизни, они легко поддаются воздействию проповедников фундаментализма, обещающих райскую жизнь. Самое печальное, что в сложившейся ситуации мы ничего не предлагаем народам, попавшим в беду. Ни у общества, ни у государства нет ясного представления о том, как комплексно помочь преодолеть разруху на Северном Кавказе и как обеспечить единство исламских регионов с остальной Россией. И речь должна идти не только о бюджетных отчислениях. Наше общество нуждается в четких представлениях - может быть на уровне формул - о том, что нас делает единой страной. И это послание должно проводиться как на уровне государственной политики, так и на уровне общественных инициатив.

Думаю, что немаловажную роль в этом направлении может сыграть опыт межрелигиозного сотрудничества, который накопили в своем взаимодействии традиционные религии России. Ведь сегодня требуется распространение положительного образа основных конфессий среди граждан России. Представители исламской общины должны видеть в христианском большинстве доброжелателей и надежных соседей. И такое же представление должно быть у христиан в отношении ислама. Самым реальным полем для этой активной работы сегодня являются система образования и средства массовой информации. Государство и общество должны серьезно поддерживать добровольное религиозное просвещение народов России. От этого зависит, какие знания получат о своей религии русские, татары, чеченцы и другие. Часто именно религиозное невежество наших граждан делает их отзывчивыми на проповедь экстремизма. Уверен, что изучение основ своей религии помогло бы людям выработать противоядие к экстремистской деятельности.

Для того, чтобы мировоззренческий и нравственный потенциал традиционных религий России мог реально повлиять на нравственное состояние молодежи и всего общества важно использовать этот потенциал прежде всего в системе образования. Речь должна идти не о теплохладном религиеведении, сводящем сведения о разных религиях в один учебник, и развивающем у детей скептически-релятивистское отношение к религии. Такое религиоведческое преподавание, усиленно предлагаемое некоторыми представителями власти, полностью исключает достижение воспитательных целей. Более того, в случае реализации этих планов мы скорее всего получим в школах уроки, весьма напоминающие преподавание научного атеизма в советское время со всеми вытекающими из этого хорошо известными последствиями.

Кроме того, необходимо серьезно задуматься о символическом выражении идей, утверждающих единство народов России. И это может быть одна из задач для нас на межсоборный период. Например, сегодня, пожалуй, единственным сплачивающим национальным праздником является День Победы 9 мая. Он несет мощный патриотический заряд, позволяет нам особенно глубоко почувствовать себя одной нацией. Очень хорошо, что в этом году есть обширная программа празднования 60-летия Победы, и Церковь примет в ней самое активное участие. Но уже сегодня мы должны задуматься и о другом событии, которое произойдет впервые осенью этого года. Начиная с этого года, у нас появится еще один день победы, который связан с прекращением смуты и освобождением Отечества от интервентов в 1612 году. Осенью этот праздник как бы подхватит эстафету у 9 мая. Не случайно, что именно после трагедии в Беслане традиционные религии России выступили с инициативой учредить новый праздник национального единения 4 ноября. Он должен стать свидетельством победы не только над смутой 17 века, но и над смутой конца 20 века.

Хотел бы обратиться с предложением к нашему форуму. Да, мы имеем богатейшую историческую и идейную основу для празднования этого осеннего дня Победы. Но еще нет форм и традиций, которые бы позволяли нашим гражданам почувствовать и напитаться этими идеями. Может быть, наш Собор мог бы предложить обществу и государству идеи, связанные с празднованием дня примирения и согласия. При этом, мне кажется, было бы очень важно укреплять идейную связь между праздниками 9 мая и 4 ноября. Рассмотрение этих праздников в одной перспективе единения нации в борьбе с внешним врагом и внутренними нестроениями поможет собрать духовные силы народа для его дальнейшего поступательного движения.

Победа нашего народа в Великой Отечественной войне, победа антигитлеровской коалиции остановила попытку нацистов, опираясь на военную, экономическую и политическую силу, перекроить карту мира, обеспечив на долгие годы свое мировое господство. Неприятие нацисткой идеологии, нежелание нашего народа, как и многих народов мира, потерять свою независимость в условиях доминирования Третьего Рейха с его системой «ценностей» было основной причиной, подвигшей миллионы людей на жертвы во имя Победы. Вступая в празднование 60-летия Победы, мы молитвенно вспоминаем всех, кто жизнь свою положил в священной войне, ставшей Отечественной для исторической России.

Одним из основных уроков, которые надлежит вынести из Второй мировой войны, а также и из послевоенной истории, должно быть убеждение в том, что силой невозможно заставить народы подчиняться чужой воле, отказаться от своей самобытности и стать частью «иного мира». История свидетельствует: попытки построить монополярный мир, основанный на силе, оборачивается трагедией. Именно поэтому в условиях углубляющейся мировой интеграции, когда разные цивилизационные модели входят во все большее соприкосновение и взаимодействие, так важно избежать соблазнов построения монополярного мира на основе одной цивилизационной модели, особенно опираясь при этом на экономическую или военную мощь.

Будущее устроение мира должно стать результатом усилий государств и народов, направленных на творческое согласование и гармонизацию присущих им ценностей. Совершенно очевидно, что время такого диалога настало. Русская Православная Церковь, осуществляя свои контакты с традиционными религиями и течениями светского гуманизма, активно включилась в этот диалог. Очень важной, я бы сказал, фундаментальной, представляется в данном контексте тема достоинства и прав человека. Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата уже инициировал соответствующую дискуссию с участием богословов, философов и правозащитников. По мнению участников этой многообещающей дискуссии, наш Собор мог бы внести существенный вклад в выработку того видения прав человека и достоинства человека, которое бы, учитывая аксиологию Православия и других традиционных религий России, могло бы положительным образом повлиять на формирование ценностных оснований жизни современного международного сообщества.

У нас уже был опыт с разработкой и принятием «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании». Полагаю, что опробованная процедура может быть использована и для подготовки этого нового фундаментального документа. Что же касается «Свода нравственных принципов и правил в хозяйствовании», то хотел бы с удовлетворением проинформировать Собор, что данный документ был единогласно принят Межрелигиозным советом России, а также одобрен Консультативным советом глав протестантских церквей России и представителем Святого Престола в России. Можно сказать, что Свод принят всем религиозным сообществом России, что делает возможным его широкое применение в хозяйственной практике россиян.

Итак, перед нашим Собором стоят очень серьезные задачи. Верим, что, совершая свое поприще под омофором Святейшего Патриарха, мы с помощью Божией, по молитвам всех святых в земле Российской просиявших, сделаем то, что должны сделать на этом ответственном этапе российской истории».

 

Владимир ПУТИН, Президент РоссииВладимир ПУТИН, Президент России

«…Девиз вашего форума - «Единство народов, сплоченность людей - залог победы над фашизмом и терроризмом». У фашизма и терроризма одна природа: отрицание ценности человеческой жизни, насилие, попрание всех прав и свобод. Уроки истории свидетельствуют, что общество должно твердо противостоять любым проявлениям экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости.

Убежден, что столь широкое и представительное обсуждение важнейших проблем современности будет служить укреплению мира и согласия в обществе, воспитанию молодого поколения в духе героических ратных и трудовых традиций нашего народа».

 

Сергей ЛАВРОВ, глава МИД РФСергей ЛАВРОВ, глава МИД РФ

«…На всех этапах нашей драматичной истории со времен преподобного Сергия Радонежского, благословившего Дмитрия Донского на Куликовскую битву, Церковь служила единству и сплочению России на основе высоких духовных и нравственных ценностей. В нашем народе жива память о том, как в труднейшие годы Великой Отечественной войны, гонимая в ту пору Русская Православная Церковь поддержала освободительную борьбу против фашистских захватчиков, оставалась со своей паствой в самых тяжких испытаниях, которые выпали на долю нашей страны. Обращаясь к православным верующим, иерархи Церкви призывали их достойно выполнить свой патриотический долг, мужественно сражаться с врагом, всем чем можно помогать фронту и тылу.

Этому долгу была верна и наша дипломатия, приложившая все усилия ради сплочения стран антигитлеровской коалиции в борьбе с фашизмом. Именно единство народа позволило нашей стране ценой колоссального перенапряжения сил и невосполнимых потерь внести решающий вклад в достижение Победы.

Близится момент, когда весь цивилизованный мир будет отмечать 60-летие Победы. Его кульминацией станут майские торжества в Москве с широким международным участием. Генеральная Ассамблея ООН объявила 8-9 мая Днями памяти и примирения. Для нас это дань памяти о павших и выражение признательности всем ветеранам, независимо от национальности и конфессиональной принадлежности, всем, кто выстоял и победил. Мы перед ними в неоплатном долгу».

 

Людмила СЛИСКА, Первый заместитель Председателя Государственной Думы РФ

«…За прошедшие десятилетия неузнаваемо изменилась жизнь на планете, и вновь православный мир ищет пути спасения человечества от новых вызовов и угроз, связанных с эскалацией экстремистских религиозных течений и международного терроризма. Так я понимаю девиз настоящего форума: «Единство народов, сплоченность людей - залог Победы над фашизмом и терроризмом».

И именно для разрушения этого единства давно развязана информационно-психологическая война против нашей страны - победителя фашизма. Цель ее - внедрить в жизнь многонациональной России разрушительный дух антиисторизма и антипатриотизма, вытравить живую память о ратных подвигах, великих свершениях в науке и искусстве.

Особое место в этом противостоянии занимает военная тематика. Победы над тевтонскими завоевателями на льду Чудского озера под предводительством Александра Невского, на Куликовом поле над татаро-монголами, под Полтавой над шведами, в Отечественной войне 1812 года над Наполеоном и, конечно, великая Победа советского народа над немецко-фашистскими захватчиками в Великой Отечественной войне прославили русское оружие и русское воинство. С этими победами связаны упрочение и расширение российского государства, его влияние на ход всемирной истории, самоидентификация и самоуважение нации.

Поэтому так целеустремленно и настойчиво внешние и внутренние недруги России распространяют различные домыслы, сомнительные факты, а то и просто ложь об истории нашей страны, особенно о событиях Великой Отечественной войны.

Средства массовой информации, особенно электронные, охотно распространяют всевозможные недобросовестные «доказательства», переворачивающие вверх дном всю историческую правду о Великой Отечественной войне. Одержанную нами Победу пытаются представить заслугой «генерала мороза», пространств России и бездорожья, неисчислимости людских ресурсов, помощи союзников, - но только не заслугой нашего народа!..»

«…В год празднования Великой Победы следует, в поисках духовной опоры, задаться некоторыми вопросами. Где источник мужества, терпения и отваги? Что объединило и сплотило наши народы? В чем состоят духовно-нравственные основы нашей Победы и сохранились ли они в эти времена неслыханных информационных войн против России, ее истории и Православной веры?

Во многом ответ на эти вопросы я нашла у великого русского философа Ивана Ильина и позволю себе пространную цитату из его заметок военных лет «Почему мы верим в Россию»:

«Быть русским - значит не только говорить по-русски. Но значит - воспринимать Россию сердцем, видеть любовью ее драгоценную самобытность и ее во всей вселенской истории неповторимое своеобразие, понимать, что это своеобразие есть Дар Божий, данный самим русским людям, и в то же время - указание Божие, имеющее оградить Россию от посягательства других народов и требовать для этого дара - свободы и самостоятельности на земле. Быть русским - значит созерцать Россию в Божьем луче, в ее вечной ткани, ее непреходящей субстанции и любовью принимать ее как одну из главных и заветных святынь своей личной жизни. Быть русским значит верить в Россию так, как верили в нее все русские великие люди, все ее гении и ее строители. Только на этой вере мы сможем утвердить нашу борьбу за нее и нашу победу».

Но созерцать Россию «в Божьем луче» и победить в страшной войне смог народ, за плечами которого была не только четверть века обезбоженного строя, но и века православной культуры, особой дисциплины духа и беспримерного патриотизма - деятельной любви к Отечеству. И потому в годы тяжелейших испытаний не оставляла Россию Божья помощь:

Когда немцы были уже под Москвой, в молитве за Русь в декабре 1941 года ушел в затвор митрополит Гор Ливанских Илия из Антиохийского Патриархата - просить Божию Матерь открыть, чем можно помочь России. Он спустился в каменное подземелье, куда не доносился ни один звук с земли, где не было ничего, кроме иконы Божией Матери. Владыка затворился там, не вкушая пищи, не пил, не спал, а только, стоя на коленях, молился перед иконой Божией Матери с лампадой. Каждое утро владыке приносили сводки с фронта о числе убитых и о том, куда пошел враг. Через трое суток бдения ему явилась в огненном столпе Сама Божия Матерь и объявила, что избран он, истинный молитвенник и друг России, для того, чтобы передать определение Божие для страны и народа Российского. Если все, что определено, не будет выполнено, Россия погибнет. «Должны быть открыты во всей стране храмы, монастыри, духовные академии и семинарии. Священники должны быть возвращены с фронтов и из тюрем, должны начать служить. Сейчас готовятся к сдаче Ленинграда - сдаваться нельзя. Пусть вынесут, - сказала Она, - чудотворную икону Казанской Божией Матери и обнесут ее крестным ходом вокруг города, тогда ни один враг не ступит на святую его землю. Это избранный город. Перед Казанскою иконой нужно совершить молебен в Москве. Затем она должна быть в Сталинграде, сдавать который врагу нельзя. Казанская икона должна идти с войсками до границ России. Когда война окончится, митрополит должен приехать в Россию и рассказать о том, как она была спасена».

Владыка связался с представителями Русской Церкви, с советским правительством и передал им все, что было определено.

Сталин вызвал к себе митрополита Ленинградского Алексия (Симанского), митрополита Сергия (Страгородского) и обещал исполнить все, что передал митрополит Илия, ибо не видел больше никакой возможности спасти положение.

Все произошло так, как и было предсказано. Не было сил удержать врага. Был страшный голод, ежедневно умирали тысячи людей. Из Владимирского собора вынесли Казанскую икону Божией Матери и обошли с ней крестным ходом вокруг Ленинграда - город был спасен. Снова подтвердились слова, сказанные Святителем Митрофаном (Воронежским) Петру I о том, что город святого апостола Петра избран Самой Божией Матерью, и пока Казанская икона ее в городе и есть молящиеся, враг не может войти в город.

После Ленинграда Казанская икона начала шествие по России. Да и Москва была спасена чудом. Волоколамское шоссе было свободно и ничто не мешало немцам войти в Москву. Разгром немцев под Москвой - это истинное чудо, явленное молитвами и заступничеством Божией Матери.

Затем Казанскую икону перевезли в Сталинград, там перед ней шла неустанная служба - молебны и поминовения погибших воинов. Икона стояла посреди наших войск на правом берегу Волги, и немцы не смогли перейти реку, сколько усилий ни прилагали.

И знаменитая Сталинградская битва началась с молебна перед этой иконой, и только после этого был дан сигнал к наступлению. Икону привозили на самые трудные участки фронта, где было критическое положение, в места, где готовились наступления. Священство служило молебны, солдат кропили святой водой. И Сталинградская битва, во многом решившая исход войны, была выиграна. В многовековой нашей истории России есть и многие другие свидетельства заступничества Пресвятой Богородицы за Россию.

Так, в 1395 году, в день празднования иконы Владимирской иконе Божией Матери, Тамерлан повернул домой из России. В день Рождества Богородицы состоялась Куликовская битва, а в Рождество 1813 года последний неприятельский солдат покинул пределы Отечества.

Знание великих подробностей своей истории, любовь к Отечеству, крепость в унаследованной от предков вере - вот единственный путь выработки духовного иммунитета к самой изощрённой лжи. Это единственный и верный способ для нас не потерпеть поражение в информационной войне, ведущейся против России - победительницы в самой кровопролитной в истории человечества войне. И это духовная основа Победы над фашизмом, терроризмом и иными воплощениями мирового зла…»

SENATOR - СЕНАТОР


 

® Федеральный журнал «СЕНАТОР». Cвидетельство №014633 Комитета РФ по печати (1996).
Учредители: ЗАО Издательство «ИНТЕРПРЕССА» (Москва); Администрация Тюменской области.
Тираж — 20 000 экз., объем — 200 полос. Полиграфия: EU (Finland).
Телефон редакции: +7 (495) 764-49-43. E-mail: senatmedia@yahoo.com.


© 1996-2017 — В с е   п р а в а   з а щ и щ е н ы   и   о х р а н я ю т с я   з а к о н о м   РФ.
Мнение авторов необязательно совпадает с мнением редакции. Перепечатка материалов и их использование в любой форме обязательно с разрешения редакции со ссылкой на журнал «СЕНАТОР» ИД «ИНТЕРПРЕССА». Редакция не отвечает на письма и не вступает в переписку.