РЕНЕССАНС – ЭПОХА ТИТАНОВ. Никколо Пизано – один из основоположников Проторенессанса в скульптуре, а в литературе- Д.Алигьери, Ф.Петрарка и Д.Боккаччо
журнал СЕНАТОР
журнал СЕНАТОР

РЕНЕССАНС – ЭПОХА ТИТАНОВ


 

ГАМЭР БАУТДИНОВ


 

 

 

Journal Senator — Журнал СЕНАТОР

ГАМЭР БАУТДИНОВ - Gamer Bautdinov Человечество пережило множество эпох. Страшных, удивительных и даже загадочных. Но из всей череды столетий лишь одно было названо Золотым Веком, временем титанов по силе мысли, страсти и духу, по многосторонности и учености. Влияние Ренессанса на умы было поистине революционным и всепроникающим. Он в той или иной степени затронул все страны Западной, Центральной и даже отчасти Восточной Европы. Его влияние на умы было поистине революционным. Он принес столь сокрушительные перемены, что Средневековье с его идеей слабости и ничтожества человека, низменности его природы и чувств полностью утеряло свои позиции в философии и культуре. «Это был величайший прогрессивный переворот из всех пережитых до того времени», - писал Фридрих Энгельс. И до сих пор историки, оценивая его влияние, отдают должное стране, где Ренессанс зародился, откуда его идеи распространились по всему миру, а именно Италии. Именно там был зажжен тот факел, который затем осветил новый путь всему человечеству.
 

RINASCIMENTO

Почему же родиной Возрождения – Ренессанса, стала именно Италия, а точнее итальянские города и государства на Апеннинском полуострове?

Развитие культуры и цивилизации трудно отделить от социально-экономических и политических условий существования той или иной страны. Это подтверждает как сегодняшняя реальность, так и исторический опыт. Находясь в центре Средиземноморья, Италия на рубеже I-II тысячелетий оказалась своего рода мостом в отношениях между Западом, едва приходящим в себя после долгих веков «спячки», и Востоком, где стремительно строилась новая империя – Арабский халифат. Причем арабы преуспели не только в расширении своих владений, но и в том, что сумели творчески освоить и переосмыслить культурное наследие Древней Греции и Ближнего Востока. Особую роль в их отношениях с Европой играли мусульманская Испания и остров Сицилия, где арабы и норманны совместно с другими населявшими её народами создали удивительный симбиоз – могущественное и процветающее государство, давшее европейцам дотоле невиданный пример этнической и религиозной терпимости. Большая заслуга в этом последнего норманнского короля Рожера II. А высшая точка его развития приходится на первую половину XIII века, во времена правления императора Фридриха II. Он, как считают многие ученые, явился по существу одним из родоначальников Проторенессанса. Основатель Неаполитанского университета, Фридрих покровительствовал наукам и искусству, и сицилийская поэзия, создававшаяся под влиянием арабов и провансальских трубадуров, стала одной из составных частей формировавшейся тогда итальянской литературы.

Контакты с арабами способствовали развитию и итальянской экономики, особенно торговле и связанному с нею мореплаванию. В торгово-экономические отношения между Европой и Ближним Востоком, откуда везли редкие для европейцев товары, наиболее активно вовлекались ведущие морские центры Апеннин. За пальму первенства в этой сфере вели спор Венеция, Генуя, Пиза и Амальфи. Купцы-мореплаватели из них бороздили не только воды Средиземного моря, но вполне успешно вели торговые операции даже в портах Чёрного и Азовского морей, поднимаясь вплоть до Киева. Так, о венецианцах («венедици») в Киеве упоминается в «Слове о полку Игореве». Это – конец XII века, а спустя полвека итальянский монах-францисканец Плано Карпини первым из европейцев совершил путешествие в ставку Великого монгольского хана и на обратном пути встретил в Киеве среди прочих купцов генуэзцев, венецианцев и пизанцев.

Торговля делала своё дело. Богатели приморские города, давая в свою очередь импульс экономическому развитию других районов Италии, особенно в её Северной и Центральной части. Плодородная земля приносила хорошие урожаи. В городах развивались ремёсла, и мастеровые уже объединялись в цеха, постепенно осознавая себя как серьезную социальную и политическую силу. С приходом достатка постепенно менялось и самосознание людей, особенно горожан, стремившихся ко всё большей самостоятельности. На территории Италии, начиная уже с XI века, появляется и утверждается новая форма городского управления, когда жители городов добиваются для себя определённой автономии. Горожане пытаются избавиться от излишней зависимости от «синьора». Так возникает феномен городов-коммун с выборными должностными лицами для их управления, или же во главе города остаётся «синьор», но с ограниченными правами. Некоторые из этих городов-коммун сыграли огромную роль в развитии государственности, экономики и культуры Италии. Этому способствовало и то, что на Апеннинах, в отличие от остального европейского континента, не получили такого распространения идеи абсолютизма.

Конечно, итальянские города соперничали или даже враждовали между собой, но они забывали о взаимных распрях, когда им грозила общая опасность быть подчинёнными папскому Риму, представлявшему собой тогда особое, специфическое государство, или же оказаться во власти германских императоров, мечтавших присоединить Италию к своим владениям. Противостояние с сильным противником ещё больше закаляло характер вольнолюбивых итальянцев, и порой они сами наносили чувствительные удары по войскам как германского императора, так и римского папы. Изменения в социально-экономической и общественно-политической жизни на Апеннинах не могли не сказаться на духовных запросах граждан. Они уже не могли довольствоваться только тем, что им могла дать католическая церковь. Стала проявляться тяга к светскому началу, а наиболее просвещённые люди все в большей степени интересовались историческим прошлым и особенно античностью. Для итальянцев это были и Древняя Греция, и их собственная земля – Древний Рим.

Все больше обозначались сдвиги в культуре и, в частности, в архитектуре и изобразительном искусстве. От романского стиля, когда всё внимание приковывалось к массивным и приземлённым формам, начался переход к готике, позволявшей человеку поднять голову, устремляя взгляд ввысь. Правда, готика не была изобретением итальянцев, она пришла из континентальной Европы. Но у итальянской готики было своё лицо. Например, знаменитые готические соборы Реймса или Кёльна с их высокими шпилями скорее подавляют верующего человека своими размерами. В то время как итальянская готика, пионером которой был скульптор и архитектор Бенедетто Антелами, благодаря своим разумным параметрам, изяществу, особому духу оказалась более близкой человеку.
 

ПРОТОРЕНЕССАНС – РЕНЕССАНС

Основным центром новых веяний в итальянской культуре стала Тоскана со своим главным городом Флоренцией. На рубеже XIII-XIV веков здесь творил один из выдающихся представителей Проторенессанса и итальянской готики, архитектор Арнольфо ди Камбио. С его именем связаны многие памятники Флоренции, такие как Палаццо Веккьо и городской собор Санта Мария дель Фиоре. Его учитель Никколо Пизано стал одним из основоположников Проторенессанса в скульптуре. В работах этого мастера уже сказывается влияние идей и форм античности с его мощью, выразительностью, пластичностью. Одно из самых прекрасных произведений Никколо Пизано и его сына Джованни – фонтан в центре города Перуджа в Умбрии

Становление нового направления шло и в итальянской живописи. Чимабуэ, Каваллини, Симоне Мартини и другие художники немало сделали для преодоления плоскостности изображения, что было характерно для ранее пришедшей на Апеннины византийской традиции, связанной с иконописью. Этот процесс завершил ученик Чимабуэ, великий Джотто (1267-1337), ярчайший представитель не только Проторенессанса, но и итальянского искусства в целом. Он создал циклы живописных работ, расписывая отдельные капеллы и храмы, и среди них особо выделяются исполненные им фресковые циклы в церкви св. Франциска в Ассизи и в Капелле дельи Скровеньи в Падуе.

Проторенессанс, подготовивший почву для эпохи Возрождения, нашёл отражение и в литературе. В конце XIII-XIV веков Италия дала миру таких выдающихся поэтов и писателей, как Данте Алигьери (1265-1321), Франческо Петрарка (1304-1374) и Джованни Боккаччо (1313-1375). На примере их творчества можно проследить за процессом перехода от Проторенессанса к Раннему Возрождению. «Последний поэт Средневековья и первый поэт нового времени» – эти слова Энгельса в данном случае как нельзя лучше выражают суть такого феномена, как творчество Данте. Он создал одно из величайших творений мировой литературы – поэму «Божественная комедия». «Суровый Дант», как назвал его Пушкин, оказал огромное влияние на развитие европейской культуры, а сам поэт стоял у колыбели создания итальянского литературного языка.

Неоценимый вклад в становление эпохи Возрождения внёс Петрарка. Его значение определяется не только сущностью его поэтических сонетов, в которых отразилось новое видение мира. Петрарка – родоначальник гуманистической культуры Ренессанса, заявивший о себе как о гражданине и напомнивший своим итальянским соотечественникам, что существует такое понятие, как «Италия», которое может объединить земли, разделённые между городами и государствами. Завершает этот период Боккаччо, чей «Декамерон» с интересом читается до сих пор. Его новеллы проникнуты духом свободомыслия и жизнерадостным юмором, в них реальная жизнь тогдашнего итальянского общества.
 

ГУМАНИЗМ – НЕОПАЛИТАНИЗМ

Рубеж XIV-XV веков стал переломным в утверждении духа и идеалов Возрождения. К тому времени изменилось положение и в самой Италии. С провозглашением автономии городов-коммун и образованием городов-государств политическая борьба между ними и внутри самих городов не прекратилась. Дальнейшее развитие торговли и ремёсел, создание на их основе мануфактур привело к росту торгового и финансового капитала, усилению влияния зажиточных слоёв. Образовывались группировки и партии, пытавшиеся захватить власть. При этом в выборе средств никто особенно не стеснялся.

В условиях этой непрекращающейся борьбы выживали те государства, которые имели достаточно сильную экономическую базу и опытных и дальновидных правителей. В результате ещё более окрепли Венецианская и Генуэзская Республики, основавшие свои форпосты даже на черноморских берегах. Миланом завладели Висконти, а затем Сфорца, Вероной – Делла Скала, Мантуей – Гонзага, Феррарой – Д'Эсте, Болоньей – Бентивольо, Римини – Малатеста, а во Флоренции после долгой и изнурительной борьбы у власти оказалось семейство Медичи, обогатившееся на торговых и меновых операциях. Флорентийские ростовщики стали крупнейшими банкирами Европы. Их клиентами были даже французские короли. Несколько поколебалось положение папского Рима, осложнившееся «Авиньонским пленением пап», то есть их вынужденным (под давлением французских королей) пребыванием в Авиньоне. А Юг Италии после распада державы Фридриха II надолго перешёл под власть иностранной короны. Поэтому, говоря о Возрождении, мы останавливаемся на том, что происходило главным образом в Северной и Центральной Италии.

Надо заметить, что мирные и ратные дела итальянских правителей не мешали их интересу к искусству и литературе. Они брали под своё покровительство людей культуры, оказывали им необходимую помощь, стимулировали учёбу и научные исследования, выделяли средства для строительства новых дворцов, светских зданий, храмов, для создания произведений изобразительного искусства. И зачастую при рассмотрении творческой биографии того или иного зодчего, ваятеля или живописца мы видим, что его имя неразрывно связывается с именем богатого покровителя.

XV век примечателен тем, что завершился переход от Раннего Возрождения к Высокому. Главным идеалом этого периода стал гуманизм, означающий не столько гуманность, сколько широкое общественное и культурное движение, основанное на изучении целого ряда гуманитарных дисциплин: истории, филологии, педагогики, этики, философии. Оно выступало за признание ценности человека как личности, утверждение его права на свободу и достойное существование, развитие его творческих способностей. Разработанный рядом видных деятелей итальянской культуры (Салутати, Валла, Браччолини, Фичино, Пико делла Мирандола), гуманизм ставил целью глубокое изучение культурного наследия античности и воспитание на его основе нового человека. Гуманисты взывали к его разуму, призывали брать за пример лучшие образцы прекрасного.

Обращение к человеку способствовало развитию ещё одного ключевого понятия – индивидуализма. В период эпохи Возрождения оно сыграло важную роль в борьбе за освобождение личности от наследия феодализма. Мыслители Возрождения обращаются не только к человеку и его прошлому, но и к его роли и месту в окружающем мире. Их интересует сама природа в целом и отдельные природные явления, они пытаются философски толковать их суть. Получают новое развитие идеи натурфилософии, крупнейшими представителями которой явились итальянцы Бернардино Телезио, Джордано Бруно, Томмазо Кампанелла, Джероламо Кардано, а также англичанин Фрэнсис Бэкон и швейцарец Парацельс. Всё это будило мысль и стимулировало поиск, причём не только в культуре, но и в других областях человеческой деятельности: экономике и политике, технике и математике, медицине и астрономии, географии и мореплавании.

Ещё в преддверии эпохи Возрождения математик из Пизы Фибоначчи познакомил европейцев с достижениями арабской математики, в том числе с арабскими цифрами, включая неизвестный дотоле в Европе ноль. Флавио Джойа из Амальфи ввёл в употребление компас, также взятый у арабов. Вооружившись имевшимися тогда картами и лоциями, уроженец Генуи Христофор Колумб предпринял путешествие к берегам Америки. Джованни и Себастиано Кабото, отец и сын, осваивали берега Северной Америки.

Итальянские купцы и миссионеры были весьма активны и на суше. Они принялись осваивать азиатские просторы и рынки, успешно сочетая торговлю с новыми географическими открытиями. Не осталась в стороне от их внимания и территория нынешней России, откуда немало товаров вывозилось на Апеннины.
 

ИСКУССТВО ЭСТЕТИКИ

На XV век и на первую половину XVI приходится один из самых блестящих периодов в развитии итальянской культуры. Её главным очагом по-прежнему оставалась Флоренция, где при дворе Медичи находили приют и покровительство поэты и писатели, гуманисты и философы, педагоги и музыканты, не говоря уже о мастерах изобразительного искусства. Причём новаторами они выступали во многих областях.

Настоящая революция происходила в живописи. В начале XV века во Флоренции появился художник, с именем которого связывается открытие перспективы. Это Мазаччо, который прожил всего 27 лет, но указал новые пути для художественного творчества. Поиски в живописи шли по разным направлениям, и в центре внимания художников были рисунок, цвет, композиция. Когда же разные тенденции сливались воедино, появлялись подлинные шедевры, которыми мир восторгается и поныне. Не имея возможности перечислить все имена, назовём лишь наиболее известные: Фра Беато Анджелико, Филиппо Липпи, Андреа дель Кастаньо, Паоло Уччелло, Пьеро делла Франческа, Лука Синьорелли, Андреа Мантенья, Беноццо Гоццоли, Перуджино, Пинтуриккио, Гирландайо и, несомненно, Сандро Боттичелли, считающийся певцом идеальной красоты и последним из великих мастеров Кваттроченто, как называется итальянское искусство XV века.

Многое менялось и в других областях. На смену средневековой строгости готики приходят гармония и соразмерность, подсказанные лучшими образцами античности. Так, в архитектуре, где ведущую роль играли Брунеллески, Альберти, Браманте, используются ордерное членение стен, разнообразные колонны, своды и арки, образующие галереи, внушительные купола новой конструкции. Гиберти, Верроккио, Донателло и другие ваятели доводят пластичность в скульптуре почти до совершенства. Однако даже на фоне этих ярких имён выделяются те, кого образно называют «титанами Возрождения». Это, в первую очередь, относится к таким выдающимся мастерам, как Леонардо да Винчи, Рафаэль и Микеланджело.

«Проснулся», наконец, и папский Рим. Если раньше искусству при Святом Престоле придавалась лишь прикладная роль, разумеется, в сугубо религиозном значении, то со временем покровительство изящному там стало чуть ли не нормой. Так, папа Сикст IV повелевает соорудить Сикстинскую капеллу, которую прославил своей уникальной росписью великий Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Уроженец Тосканы, он начинал работать во Флоренции, при дворе Лоренцо Великолепного из рода Медичи, где создал своего великолепного «Давида», а позже не менее известную капеллу Медичи при церкви Сан Лоренцо. В Риме он прославился скульптурной композицией «Пьета» для собора св. Петра. Здесь он работал над «Моисеем» и над росписями Сикстинской капеллы. Но Микеланджело, проживший долгую жизнь, был не только выдающимся скульптором и живописцем, но и тонко чувствовавшим эпоху поэтом-лириком, творчество которого вошло в историю итальянской литературы.

В Риме творил и «божественный» Рафаэль (Раффаэлло Санцио, 1483-1520). Он родился в небольшом городке Урбино, в Центральной Италии, был учеником Перуджино, работал во Флоренции и в 1508 году был приглашён в Рим папой Юлием II. Правда, тяга к прекрасному не мешала этому духовному пастырю иной раз лично возглавлять папское войско в походах на непослушных соседей. Работая в Риме, Рафаэль создал ряд прекрасных творений, украшающих внутренние залы папского дворца. Помимо живописи, он занимался также археологическими раскопками и зодчеством, поскольку папа назначил его на должность главного архитектора собора св. Петра.
 

ОТКРЫТИЕ АМЕРИКИ – ЗАКАТ РЕНЕССАНСА

Говоря об эпохе Возрождения, нельзя забывать о том, какую роль играла в обществе католическая церковь. Ясно, что она не могла смириться с теми идеями, которые, так или иначе, затрагивали основы средневекового мировоззрения и христианской религии. Любые попытки инакомыслия подавлялись с невиданной жестокостью. Но время постепенно брало своё, и одной из наиболее важных попыток примирения двух начал – духовного и светского, божественного и земного – можно считать введение в церковно-католическую догматику учения о Чистилище, призванного как-то прикрыть ту непреодолимую пропасть, что разделяет Рай и Ад. Иначе говоря, это означало путь к компромиссу.

И вот уже при папском дворе появляются первые гуманисты. Некоторые папы, в первую очередь Пий II, сами были выходцами из этой среды. Характерно, что в работах известных художников нимбы над головами святых выглядят практически незаметными, а портреты пап становятся обычным делом в живописи XVI века.

Но если взаимоотношения церкви и общества в Италии держались в определённых рамках, то в Германии в начале того же века произошёл настоящий взрыв. Выступление Мартина Лютера против папства и основных церковных догматов привело к расколу католической церкви. Родилось лютеранство, которое переросло в протестантизм, ставший третьим течением в христианстве. Таким образом, XVI век стал веком Реформации, за которую выступали противники папы, и последующей Контрреформации, когда католическая церковь предприняла усилия для того, чтобы укрепить своё пошатнувшееся положение. Разумеется, эти явления не могли не повлиять на характер и дух эпохи Возрождения

Специалисты до сих пор продолжают спорить о том, когда же завершилась эта эпоха. Некоторые даже называют точную дату – 1492 год, увязывая закат Возрождения с плаванием Колумба в Америку. Дело в том, что это событие, а также открытие португальцем Васко да Гама морского пути из Европы в Азию вокруг Африки резко изменили главные векторы европейской экономики. Основные грузовые потоки пошли другими путями, и итальянская торговля постепенно лишалась внешних рынков.

Италия в XVI веке жила в основном за счёт того капитала, который успела приобрести и накопить в предыдущие столетия. А когда он стал истощаться, то роль и сила небольших итальянских государств существенно упала, чем не преминули воспользоваться более мощные соседи. В результате Северная и Центральная части Италии стали ареной войны между Францией и Габсбургами.

В эти тяжёлые для Италии времена прозвучал голос флорентйца Никколо Макиавелли, которого принято считать основоположником современной политической мысли. Можно по-разному относиться к его идеям, но весьма актуальна главная мысль Макиавелли – здоровый прагматизм, столь необходимый для защиты интересов государства, который не может быть подменён во внешней политике протокольными фразами о «дружбе». Да, он признавал, что ради упрочения государства годятся любые средства. Но это были рассуждения не абстрактного характера, а вполне конкретного свойства, ибо речь шла о спасении его родины, терзаемой как внутренними междоусобицами, так и нарастающей угрозой извне.

Как бы то ни было, эпоха Ринашименто, несмотря на кризисные явления того периода на Апеннинах, не угасла в мгновение ока. Ещё не истощились таланты и красноречие итальянских поэтов и писателей. Так, героико-рыцарская поэма Лудовико Ариосто «Неистовый Орландо» потрясла читателей, впрочем, как и «Освобождённый Иерусалим» Торквато Тассо. О судьбах Италии пишет историк Франческо Гвиччардини, а Джорджо Вазари посвящает своим землякам обширный труд под названием «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих». Бальдассаре Кастильоне создает трактат «Придворный», в котором пытается соединить идеалы гуманистов с этическими принципами нового века. А сами нормы поведения просвещённого человека того времени раскрываются в работе Джованни Делла Каза «Галатео». Наконец, итальянские новеллисты продолжают традиции Боккаччо, а Аретино, Макиавелли, Бруно и другие авторы закладывают своими пьесами основы итальянской драматургии и театра. Бенвенуто Челлини соединил в себе два начала: один из известных скульпторов Позднего Возрождения, он оставил память о себе весьма занимательными мемуарами.

В начале XVI века ещё продолжали творить «титаны Возрождения» и другие мастера, а в Венеции, сохранявшей свою мощь и независимость, этот век и вовсе стал временем расцвета её живописи. Традиции Возрождения, заложенные здесь ранее живописцами из семейства Беллини и продолженные художником Карпаччо, нашли яркое отражение в замечательных работах таких мастеров кисти, как Джорджоне, Веронезе, Тинторетто и, конечно же, Тициана (1477-1576). Впрочем, сама долгая жизнь этого крупнейшего представителя венецианской школы живописи словно иллюстрирует угасание итальянского Возрождения. А сожжение Джордано Бруно на костре в Риме в 1600 году как бы ставит последнюю точку истории этой эпохи на Апеннинах.
 

РЕНЕССАНС В ЕВРОПЕ

Именно в Италии созрели и получили развитие основные идеи Ренессанса, которые постепенно распространились и в других странах европейского континента. Например, на Севере континентальной Европы распространился тип итальянского города-коммуны, получивший название «вольного города». А созданный ещё в XIV веке Ганзейский союз, который включал северогерманские города и имел опорные пункты от Лондона до Новгорода, стал торговым гегемоном в Северной Европе.

Между тем Англия и Франция закончили свою Столетнюю войну, хотя в Европе появился ещё один серьёзный игрок – империя Габсбургов, создавших на рубеже XV-XVI веков в Европе одно из самых больших государств. Затем последовала буржуазная революция в Нидерландах, освободившихся от власти испанцев. В целом ряде европейских стран начали складываться условия для господства абсолютизма.

Вот на этом политическом фоне происходило становление и развитие Ренессанса в Европе. Знакомству европейцев с итальянским Возрождением способствовала не только его известность на континенте. Хорошей репутацией пользовались итальянские университеты, в которых училось немало иностранцев. Старейший в Европе Болонский университет, основанный в 1088 году, подразделялся даже на два самостоятельных учебных заведения. Одно из них было предназначено для итальянцев, другое – для иностранцев.

При рассмотрении истоков Ренессанса в Европе надо принимать во внимание и местные условия, влиявшие на формирование новой культуры, а также зародившиеся здесь традиции в искусстве, выразившиеся, прежде всего, в готике. Наконец, крестовые походы, при всей бесславности их итогов, способствовали ознакомлению европейцев с теми элементами восточной культуры, которые составили затем основу придворного этикета, рыцарских обычаев, общей культуры.

Первые веяния Ренессанса в культуре стран континентальной Европы заметны на рубеже XIV-XV веков. Так, во Франции одним из таких центров Возрождения стала Бургундия. При дворе бургундских правителей развивается придворно-рыцарская культура позднеготического периода, появляются заметные работы в скульптуре, алтарной живописи, а также в миниатюре. Присущая французам утончённость прослеживается в работах художников XV века, что привело к формированию изящного стиля, особенно проявившегося при строительстве замков и особняков знати (архитекторы Леско, Делорм, Дюсерсо и другие). Уместно вспомнить имя скульптора Жана Гудона, принявшего участие в декоративной отделке парижского Лувра. В искусстве Нидерландов особо сосредотачиваются на деталях – будь-то миниатюра или портрет. Здесь в начале XV века работает основоположник нидерландской живописи Ренессанса Ян Ван Эйк, один из первых в Европе портретистов. А вершиной его творчества стали монументальные алтарные композиции. На рубеже XV-XVI веков одним из самых своеобразных нидерландских живописцев был Хиеронимус Босх, в произведениях которого сложно переплетались неуёмная фантазия, гротеск, сатира. Художник опирался на традиции народной культуры, что ещё большее отражение нашло в творчестве другого великого голландца – Питера Брейгеля Старшего, главы демократического направления в искусстве Нидерландов XVI века. В его работах, пронизанных чутким вниманием к деталям, запечатлена народная жизнь в различных её проявлениях, а выраженные в них идеи созвучны настроениям общества в канун Нидерландской буржуазной революции.

Исторические корни Ренессанса в Германии восходят к первой половине XV века, и здесь он тоже был связан с готикой. Как и в Нидерландах, в немецком искусстве нашли отражение крупные социально-политические коллизии, которые в начале XVI века вылились в Крестьянскую войну, а потом привели к Реформации. По времени Ренессанс в Германии охватывает сравнительно небольшой период, не далее середины XVI века. Но и этого оказалось достаточно, чтобы немецкие художники создали целый ряд прекрасных творений, особенно в живописи и графике. Их авторы такие замечательные мастера, как Дюрер, Нитхардт, Кранах Старший, Альтдорфер, Хольбейн Младший. Наибольшую известность среди них приобрёл Альбрехт Дюрер (1471-1528). Художник, гравёр, теоретик искусства, он считается основоположником немецкого Возрождения. Его работам присуща тонкость исполнения, выразительность и жизненность запечатлённых в них образов.

Наконец, говоря о Германии, следует вспомнить, что она стала родиной книгопечатания в Европе. В середине XV века Иоганн Гутенберг напечатал в Майнце Библию на латыни.

Идеи Ренессанса захватили и другие страны континента, хотя степень их распространения была различной, а местная народная культура придавала работам мастеров Возрождения национальное своеобразие. Скажем, в Испании, где творил неподражаемый Эль Греко, появился стиль «платереско», в соседней Португалии – «мануэлино». Дух Ренессанса проник в Хорватию, Словакию, Чехию, Польшу, Литву, Венгрию, Трансильванию и Западную Украину.

Однако Ренессанс в странах Европы, как и в Италии, не сводился лишь к искусству. Новая эпоха нашла яркое отражение также и в литературе. Завершался процесс становления национальных языков и литератур, хотя ещё оставалась в хождении латынь. На ней составляли учёные трактаты, зато народный язык всё чаще использовался в новелле, которая дала начало более крупным жанрам. Всё это нашло яркое выражение в творчестве таких писателей, как Франсуа Рабле, Мигель де Сервантес, Уильям Шекспир, в драмах которого комические ситуации сочетаются с трагизмом бытия. В литературе Германии и Нидерландов гротеск дополняется сатирой (особенно «Корабль дураков» Себастьяна Бранта и «Похвала Глупости» Эразма Роттердамского, «Письма тёмных людей» Ульриха фон Гуттена).

Говоря даже в общих чертах о литературе Ренессанса, нельзя не упомянуть о ряде других крупных литературных явлений. О «рыцарском романе», о тонкой и проникновенной французской поэзии (творчество Франсуа Вийона, Пьера Ронсара), о «конкистадорской» поэме на Пиренеях («Лузиады» португальца Луиша Камоэнса), об испанском театре (прежде всего Лопе де Вега), об «Опытах» Мишеля Монтеня, положившего начало жанру эссе в европейской литературе, об «Утопии» Томаса Мора.

Словом, Ренессанс затронул практически все стороны европейской культуры, включая и музыку. Она приобретает светский характер. Меняются её стиль и характер, появляются новые жанры вокальной и инструментальной музыки – мадригал, баллада, кантата, оратория. Но вместе с тем происходит удивительная вещь: как раз в Италии, которая уже было рассталась с великой эпохой Возрождения, музыка получает новый мощный импульс для последующего развития. Став в авангарде реформы всего музыкального искусства, Италия словно берёт реванш за потери в других направлениях культуры.
 

РЕНЕССАНС В РОССИИ

А оказал ли Ренессанс воздействие на Россию? Ведь до петровских времён здесь господствовала религиозная культура, и только с XVIII века стало утверждаться светское начало. И все-таки Возрождение оставило следы своего присутствия и на Руси. Это, прежде всего, такой замечательный памятник истории и культуры, как Московский Кремль.

Иван III, великий князь Московский задумал полностью перестроить обветшавший Кремль, воздвигнутый ещё в XIV веке при Дмитрии Донском. Реконструкция началась при личном участии итальянских архитекторов и других «фрягов», как называли тогда итальянцев. Их приглашали в Москву в основном из Северной Италии, то есть оттуда, где утвердился архитектурный стиль гибеллинов, для которого, в частности, были характерны стены с «мерлонами». Так выглядят и стены замка Сфорца в центре Милана, и именно с герцогом Сфорца Москва вела тогда переговоры по поводу приглашения итальянских мастеров.

Таким образом, в Москве появились Аристотеле Фиораванти, построивший в Кремле главный собор Руси – Успенский, Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари, Алоизио Каркано да Карезана, Алвизе Ламберти да Монтаньяна, Бон Фрязин и другие мастера. Под их руководством были воздвигнуты кремлёвские стены и башни, великокняжеский дворец с Грановитой палатой, соборы и другие храмы и сооружения, часть из которых не сохранилась, а другая продолжает и ныне привлекать всеобщее внимание.

Что касается идей Ринашименто, то наибольшее отражение они нашли, пожалуй, в архитектуре Архангельского собора, завершённого в 1508 году. Это пилястры с резными капителями, раскрепованные карнизы, венецианские «раковины» в тимпанах, изящно отделанный портал, не говоря уже о размерах самого храма – усыпальницы московских великих князей и царей. Как явствует из источников, его строитель Алвизе Ламберти соорудил в Москве ещё более десятка храмов, часть которых сохранилась до наших дней. Символична и такая деталь. На одной из стен внутренней галереи, окружающей храмовую часть Благовещенского собора, находится фреска, на которой изображён знаменитый древнеримский поэт Вергилий, проводник Данте в «Божественной комедии». Это изображение словно давало понять современникам, что «московиты» тоже не лыком шиты, и что они знают кое-что об античности.

Пребывание итальянских зодчих в Москве завершается в конце 30-х годов XVI века, когда Петрок Малый, видимо, последний из них, построил Китайгородскую стену, от которой ныне остались лишь отдельные фрагменты. Примерно за 70 лет пребывания на Руси итальянские архитекторы, декораторы, чеканщики и другие мастера создали немало замечательного. Есть вполне обоснованные предположения, что они имели отношение к строительству ряда других сооружений кремлёвского типа в Нижнем Новгороде, Туле, Коломне, Зарайске.

Прошло почти два столетия, и в России появилась вторая волна итальянских архитекторов, скульпторов и художников, призванных царями для строительства и украшения новой столицы государства – Санкт-Петербурга. Они были прекрасно знакомы с культурой и традициями Возрождения. Не перечисляя всех имён, назовём лишь некоторых из них. Это Джакомо Кваренги, любимый архитектор Екатерины II, – яркий представитель классицизма, того направления, которое вновь обратилось к формам античного искусства как к эстетическому эталону, продолжая в то же время традиции Ренессанса. Кваренги построил в Петербурге ряд прекрасных зданий в классическом стиле, не обделив вниманием и Москву, где по его проекту были возведены Гостиный двор и Странноприимный Дом для графа Шереметева.

О Ренессансе мир вспомнил снова на рубеже XIX-XX веков, когда некоторые художественные явления получили название «неоклассицизма». Это было связано ещё с одним обращением к традициям искусства прошлого: античности, эпохи Возрождения и того же классицизма XVIII – начала XIX веков. В России И.В. Жолтовский воссоздал палаццо Тьене – детище Палладио. «Отец» русского модерна Ф.О. Шехтель стремился к стилизации классических мотивов. Они же в той или иной степени присутствуют и в работах таких мастеров, как скульпторы С.Т. Конёнков и С.Д. Меркуров, художницы З.Е. Серебряковой и других.

К тому времени в России уже имелся известный опыт непосредственного знакомства с творческим наследием эпохи Ренессанса. Начиная с XVIII века, россияне стали регулярно выезжать за рубеж. Посещали Италию, Францию и Германию. Там они знакомились с лучшими образцами творений той эпохи. Между тем меценаты, как, например, князь Н.Б. Юсупов, не жалели средств для собирания работ великих мастеров. Но самой крупной сокровищницей произведений эпохи Возрождения стал петербургский Эрмитаж, для которого делались значительные приобретения за рубежом. А императрица Екатерина II повелела воссоздать в самом Эрмитаже одну из ватиканских работ Рафаэля – так называемые Лоджии, декорированные фресками и лепниной – цикл его росписей в Станцах. Позже, уже в начале XX века, в Москве появился музей (ныне – Музей изобразительных искусств имени Пушкина), где также стали собирать произведения античности и эпохи Ренессанса.

Наконец, начиная со второй половины XIX века, в России появляются крупные научные работы, посвящённые эпохе Ренессанса, а в XX веке эту традицию продолжили А.К. Дживилегов, М.А. Гуковский, В.И. Рутенбург, Б.Р.Виппер, В.Н. Лазарев, М.М. Бахтин, М.В. Алпатов и другие. Их работы стали классикой в отечественных исследованиях, посвященных Возрождению. Ныне их продолжает новое поколение учёных.

А насколько актуальными могут быть идеи Ренессанса сегодня? Конечно, нет смысла слепо копировать его опыт, ибо нас отделяют от той эпохи не менее четырёх столетий. И всё же, стремление к красоте и гармонии, призыв к созиданию и творчеству – эти тенденции характерны и для нашего времени. А понятие «Возрождение» в его высоком смысле навсегда останется актуальным в жизни и культуре всех народов.
 

НАШЕ ДОСЬЕ. Гамэр БАУТДИНОВ.

Педагог, публицист, член Союза журналистов Москвы. Занимается проблемами истории, культуры, религии стран Европы и Востока.

Окончил Московский государственный лингвистический университет. 25 лет работал в Агентстве печати «Новости», где прошел путь до главного редактора изданий для стран Европы. Многие годы работал в Италии: был редактором-корреспондентом и заведующим римского Бюро АПН, а в качестве профессора преподавал в старейшем европейском вузе – в Болонском университете. Является автором книги «Итальянцы в России», вышедшей в Милане на итальянском языке, составителем первого издания на русском языке речей и выступлений папы Иоанна-Павла II – «Мысли о земном».

Лауреат международных журналистских премий городов Каррара и Модена, член Правления Российской Ассоциации делового и культурного сотрудничества с Италией.

Награждён Орденом Дружбы народов.

SENATOR - СЕНАТОР


 

® Федеральный журнал «СЕНАТОР». Cвидетельство №014633 Комитета РФ по печати (1996).
Учредители: ЗАО Издательство «ИНТЕРПРЕССА» (Москва); Администрация Тюменской области.
Тираж — 20 000 экз., объем — 200 полос. Полиграфия: EU (Finland).
Телефон редакции: +7 (495) 764-49-43. E-mail: senatmedia@yahoo.com.


© 1996-2017 — В с е   п р а в а   з а щ и щ е н ы   и   о х р а н я ю т с я   з а к о н о м   РФ.
Мнение авторов необязательно совпадает с мнением редакции. Перепечатка материалов и их использование в любой форме обязательно с разрешения редакции со ссылкой на журнал «СЕНАТОР» ИД «ИНТЕРПРЕССА». Редакция не отвечает на письма и не вступает в переписку.